Два года мы провели в поисках волшебных таблеток, чтобы вылечить аутизм»

Мама ребенка с РАС и клинический психолог рассказывают Дэйли Бэби о том, как научиться работать с особыми детьми и почему важно начать как можно раньше.

Педагог и АВА-терапевт Людмила Сандалюк:

— До 1,5 лет Гоша, наш долгожданный сын, ничем не отличался и не отставал от других деток. Улыбчивый и жизнерадостный малыш, он и сейчас всех очаровывает своей улыбкой. Как и все мальчишки, Гоша любил играть в машинки и гулять с папой. Только почему-то не говорил совсем ничего, даже такие простые слова, как «мама», «папа», «дай». Но мы и подумать не могли, что это как раз первый сигнал, первый звоночек, на который нельзя было закрывать глаза и успокаивать себя разными присказками вроде: «Это же мальчик! Мальчики всегда позже начинают говорить» или «А у нас соседский мальчишка до трёх лет не говорил, а потом как прорвало».

В 1,3 Гоша заболел. Это была обычная ротавирусная инфекция. Да, мы попали в больницу с обезвоживанием. Но и об этом быстро забыли. Ведь малыш здоров!

Правда, он стал меньше улыбаться, перестал ложиться спать, если перед сном не посмотрит любимый мультфильм «Два весёлых гуся» и не побегает вокруг сестры или папы в течении 10 минут.

Вся одежда, игрушки, книги стали только красного цвета, так как другой цвет он не признавал. Его игра, если это можно так назвать, состояла из того, что он мог по несколько часов подряд раскладывать в ряд все игрушки, книги и другие предметы. Трогать эти конструкции категорически запрещалось. Иначе не избежать истерики.

Все прогулки превратились в бессмысленное хождение по одному маршруту. Если мы заходили в парк поиграть, то вся семья бегала по площадке и пыталась поймать Гошу. И не дай Бог ему не дали игрушку, которую он захотел: тогда начиналась истерика, и мы просто уносили его домой. Всё это мы списывали на особенности характера и разбалованность. Но только не на аутизм.

«Я поняла, что это — не характер»

Гоше было 1,5 года, когда к нам в гости приехала моя сестра из Испании со своими двумя сыновьями, Люкасом и Фёдором. Я очень ждала их, ведь это первая встреча Гоши с его братьями. Я представляла, как они будут играть вместе в догонялки, бегать и т.д. Но всё вышло совсем иначе. Он будто бы не видел их, они для него словно не существовали. Гоша мог сесть очень близко, но играть сам. Мог идти прямо в их сторону, но проходить мимо. Однажды он сидел рядом с ними, опустив голову, и вдруг громко произнёс: «Не балуйся!» Сказать, что мы были в шоке — это ничего не сказать. Ребёнок прежде совсем ничего не говорил, а тут вдруг — такое сложное слово. Но на том всё и прекратилось.

В 1,8 мы отдали Гошу в детский сад, и началось необратимое. Воспитатели жаловались на него: кричит, постоянно убегает, не сидит спокойно во время занятий. Я не обращала внимания, пока сама не пришла работать в его детский сад. На тот момент сыну было уже 3,5 года.

Тогда, увидев его отличие от других детей наглядно, я поняла, что это — не характер и не воспитание. Это — аутизм.

Дальше два года мы провели в поисках волшебных таблеток и скитаниях по врачевателям, которые не принесли ничего, кроме упущенного времени. Я задыхалась от паники и чувства безысходности. Мне было так жалко себя. Я думала, что я одна с такой проблемой, и никто мне не поможет. Хорошенько прорыдавшись и посетовав на судьбу, я решила, что помочь моему ребёнку смогу только я сама. И, вооружившись мышкой, начала штудировать просторы интернета.

Чего я там только не нашла. Но всё же наткнулась на нужное, а именно — сайт организации родителей детей с аутизмом «АУРА». Посетив лекции для педагогов и послушав рассказы мамочек РАСпрекрасных деток о методах работы с ними, я успокоилась и договорилась о консультации. Меня научили работать с моим Гошкой. Оказалось, что всё гораздо проще, чем я думала, и совсем не страшно. Главное — систематичность, упорство, правильно спланированные занятия и перенос усвоения материала в жизнь.

«Мы вместе взбираемся на новую вершину»

Мы двигались очень маленькими шажками, но всё же это было движение вперёд. Учиться пришлось не только сыну, но и мне. Я прослушала дистанционный «Курс обучения методу АВА для работы с детьми с аутизмом», участвовала во многих тренингах, мастер-классах. А потом и сама, уже на своих лекциях, рассказывала другим мамам о методах работы и об особенностях детей с аутизмом. Параллельно продолжала заниматься с сыном. Мы делали успехи. Я обрела новую профессию. Жизнь налаживалась!

В 5 лет Гоша начал повторять слова и составлять элементарные фразы. Он научился ждать своей очереди, выражать желания фразой или жестом, а не криком. Гоша с удовольствием каждый день ходил в детский сад и очень любил заниматься с логопедом и психологом. В 6 лет он впервые пошёл со всеми детьми на утренник и даже рассказал стихотворение Деду Морозу. С визуальной подсказкой, конечно. Но всё же я им очень гордилась.

Эти два года можно описывать бесконечно, потому что каждый день был особенным. Мы многому уже научились, но не перестаём это делать. Да, мы будем учиться всю жизнь. Но мы счастливы!

Сейчас вместе взбираемся на новую вершину. Переехали в солнечную Испанию. Гоша ходит в школу: 4 дня в неделю в специализированную и один день в обычную. Наша цель — это обычная школа, и мы её обязательно достигнем.

И напоследок несколько маленьких советов всем мамам, которые столкнулись с аутизмом у ребёнка:

  • не ждите, когда вам поставят диагноз, а начинайте заниматься. Не теряйте время;
  • не слушайте рассказы про соседских мальчиков;
  • найдите единомышленников среди родителей таких же деток, потому что вместе мы — сила;
  • учитесь, учитесь, учитесь. И никогда не сдавайтесь!

Что думают психологи?

Тамара Геннадьевна Григорьянц клинический психолог Института Детской и Взрослой Неврологии и Эпилепсии им. Свт. Луки, преподаватель психологии, действительный член Профессионального медицинского объединения психотерапевтов и социальных работников г. Москвы:

— Расстройство аутистического спектра — это достаточно серьёзное психическое заболевание, основанное на нарушении коммуникации с обычными людьми. Ребёнок с аутизмом находится в своём собственном мире, он крайне избирателен в общении.

Круг общения сужается до семьи и одного-двух человек, которых он к себе подпускает. У ребёнка много стереотипов, которые не позволяют ему свободно общаться с людьми.

Есть дети, которые вообще не поддаются коррекции. Чтобы помочь им научиться общаться с людьми, врачи и учёные постоянно придумывают всевозможные методы для социализации таких пациентов. Это помогает ребёнку расширить круг общения. В прошлом году британские учёные придумали выстраивать обучение коммуникации через специального робота, который является неким переводчиком для детей и родителей, помогая им понять друг друга.

Есть целые компании, которые разрабатывают программы и мобильные приложения для детей с аутизмом. Благодаря чатам и играм дети с аутизмом получают возможность общаться с другими детьми с таким же расстройством. Таким образом у них появляется возможность в определённой манере рассказывать о своих чувствах, мыслях. А это безусловно помогает научиться управлять своими эмоциями и, следовательно, адекватно оценивать окружающий мир. Кстати, не обязательно словами. Через свои рисунки, пластилиновые поделки, при помощи карточек PECS они также могут «рассказать» о своей радости или беспокойстве. Благодаря такой «молчаливой» коммуникационной системе ребёнку впоследствии легче раскрыться, пойти на контакт, начать разговор.

Безусловно, чем раньше обнаружено расстройство аутистического спектра, тем эффективнее его психолого-педагогическая и лечебная коррекция.

Поэтому очень важно ещё в раннем возрасте обращать внимание на то, как ребёнок наблюдает за посторонними людьми — отводит ли взгляд, или замыкается. Считается, что в 3-4 года данное заболевание намного тяжелее корректировать.

Источник:
http://dailybaby.ru/magazine/articles/dva-goda-my-proveli-v-poiskakh-volshebnykh-tabletok-chtoby-vylechit-autizm

Лечение аутизма у детей

Под аутизмом подразумевают различные нарушения развития, которые проявляются в первые месяцы или годы жизни ребёнка и сопровождают его на протяжении всей жизни. Распознать аутизм можно по нарушению речевой деятельности, затруднению взаимодействий с людьми, нетипичным поведенческим реакциям и образу мышления. Аутисты живут в своём мире, им сложно найти место в социуме, однако зарубежная медицинская практика показывает, что адаптировать «других» детей возможно.

В России, к сожалению, диагностика и лечение аутистических расстройств у детей часто ложатся на плечи родителей. Если такие проблемы знакомы вам, то не отчаивайтесь: ищите хорошего специалиста и тем временем занимайтесь с малышом по специальным программам развития особых детей, которые сегодня легко найти в Сети.

Излечим ли аутизм у детей

Все родители, обнаружив аутизм у ребёнка, первым делом задаются вопросом можно ли вылечить это расстройство. Многочисленные исследования показывают, что побороть проблему действительно можно. Речь идёт не о выздоровлении как таковом, а о социализации ребёнка-аутиста, расширении его стереотипных реакций, формировании важных для жизни навыков и развитии речевой функции. Эффективность методик полностью зависит от степени развития расстройства, так, к примеру, при лёгких формах аутизма удаётся практически полностью решить проблему. К тому же чем раньше будет выявлено расстройство и начнётся работа над ним, тем лучшего результата удастся достичь. Именно поэтому рекомендуется обращать пристальное внимание на поведенческие особенности ребёнка ещё с первых месяцев, а при отклонениях от нормы обращаться к специалисту.

Читать еще:  Артериальная гипертензия 3 степени: симптомы, признаки и лечение

На вопрос излечим ли аутизм, к сожалению, нет однозначного ответа, у детей патология развивается по различным сценариям, поэтому то, что даёт результаты одним, не работает с другими. Узнать, удалось ли победить проблему можно только после длительного наблюдения по окончанию адаптационных программ.

Если этот диагноз не понаслышке знаком вашей семье, не спешите отчаиваться: хоть единого рецепта лечения нет, но положительные результаты пациентов по всему миру дают надежду. Во многих странах аутисты являются полноценными членами общества и живут нормальной жизнью.

Лечение аутизма у детей

Если у ребёнка диагностировали аутизм, то первое о чём хочется узнать родителям, как вылечить расстройство. Многие забывают, что аутизм – это не совсем заболевание, по крайней мере в прямом понимании этого слова, поэтому единого плана лечения не существует, методы подбираются индивидуально для каждого конкретного случая. Лечение в любом случае должно опираться на поведенческую терапию, только так можно свести проявления аутизма у детей к минимуму. Существует масса программ, нацеленных на коррекцию аутистических расстройств. Ребёнка учат жить в этом враждебном, как ему кажется, мире, коммуницировать с людьми, быть самостоятельным, решать хотя бы минимальные повседневные бытовые задачи. Если у малыша проблемы с речью, то важной частью лечения являются занятия с логопедом. Ребёнок должен научиться контролировать свои эмоции и своё тело, поэтому частью терапии являются психологические и физические упражнения.

Бытует мнение, что аутистические расстройства можно вылечить медикаментозно. Но как с помощью лекарств лечить аутизм у детей? К сожалению, никак, это – миф. Как и миф то, что появление аутизма у детей могут спровоцировать прививки. Лекарственные препараты как метод лечения абсолютно бесполезны, однако они могут убрать сопутствующую симптоматику, если она присутствует (например, аутистам часто выписывают успокоительные). При аутизме у детей показана специальная диета, которая ограничивает приём продуктов, содержащих казеин и глютен в большом количестве, так как считается, что эти белки влияют на функции головного мозга.

Ухаживать за ребёнком с аутистическим расстройством и учить его – задача непростая. Часто родителям особенного малыша требуется квалифицированная психологическая помощь. Не стесняйтесь обращаться за ней.

Источник:
http://detstrana.ru/article/roditeli/zdorove/lechenie-autizma-u-detej/

Дети дождя – как лечить аутизм у детей

Родители любят наблюдать, как развивается их малыш. С нетерпением ждут первой улыбки, смеха, первых шагов.

Также интересна реакция крохи на происходящее вокруг. Однако не все дети развиваются одинаково.

Ребенка-аутиста несложно выделить в толпе: он отличается необычным поведением, мало взаимодействует с другими детьми, испытывает трудности в общении.

Частотность аутизма

Ранняя диагностика и лечение может свести на нет это заболевание.

Главное направление помощи – обучение и социализация.

В российской медицине не хватает практики распознавания заболевания на раннем этапе, однако родители ребенка-аутиста могут бить тревогу раньше и обращаться к врачу.

Середина прошлого века не могла «похвастаться» таким заболеванием, но сейчас “детей дождя” становится все больше. Согласно статистике в США, в 1970-х один аутист был на 10 тысяч детей, в 2000-х годах – один на 250 детей, сейчас один на 88 детей (у мальчиков это заболевание встречается в 5 раз чаще).

В РФ не дают точной статистики по количеству детей-аутистов, так как не ведут такого подсчета. Приблизительно «детей дождя» (так называют этих ребят) в стране десятки тысяч, так что от Америки мы мало чем отличаемся.

Причины аутизма

Возможные стимулы для возникновения аутизма:

  • бесконтрольный прием антибиотиков;
  • отравление ртутью (к примеру, при вакцинации);
  • бактериальные и вирусные инфекции;
  • органические поражения ЦНС;
  • генные модификации;
  • сбои в гормональном фоне, нарушение метаболизма;
  • воздействие химических веществ на организм матери во время беременности.

До конца заболевание не исследовано, соответственно, причины достаточно косвенны. Однако наследственная предрасположенность или серьезное воздействие на организм могут вызвать аутизм.

Признаки и симптомы

Аутизм – заболевание загадочное, так как каждый пациент имеет свои симптомы.

Но все же общие черты, имеющиеся у всех «детей дождя», позволяют обобщить их в одну группу.

Картина меняется с возрастом, поэтому выделяют четыре основные группы:

  1. Ранний аутизм – дети до 2 лет;
  2. Детский аутизм – дети от 2 до 11 лет;
  3. Подростковый аутизм – от 11 до 18 лет;
  4. Взрослый аутизм.

У детей старше двух лет можно заметить характерные черты для раннего аутизма: нет контакта глаза в глаза, играет в одиночестве, не отзывается на имя. Также могут быть следующие признаки:

  • У ребенка нет желания контактировать с другими детьми.
  • Ему интересен только один вид деятельности (математика, музыка).
  • При смене обстановки у ребенка начинается паника.
  • Навыки чтения и письма в школе приобретаются очень сложно.

Лечение аутизма

Лечение является долгим и сложным процессом.

Родители должны быть готовы к тому, что результат может быть минимальным.

Важно понимать, что лечение во многом зависит от конкретных симптомов, а у всех детей они разные.

Применять лекарства в данном случае не совсем эффективно, но они могут облегчить некоторые симптомы. Основные способы – адаптационные и психиатрические.

Методы лечения:

  1. Прикладной анализ поведения. Метод довольно старый, полно исследованный, разработанный для этой болезни. Принцип: обучение конкретным навыкам.
  2. Логопедия и речевая терапия. У большинства больных аутизмом проблемы с речью и движением языка: дети не говорят или не пользуются речью. Лечение направлено на разработку этих навыков.
  3. Трудотерапия. В этом случае акцент делается на формирование бытовых умений. При практически неразвитой мелкой моторике детям с аутизмом это будет очень полезно.
  4. Физиотерапия. У аутичных детей задерживаются навыки большой моторики, часто они гипотоничны (имеют низкий мышечный тонус). С помощью этого способа можно сформировать выносливость, координацию, спортивные навыки.
  5. Терапия социальных навыков. Главная проблема у таких детей – отсутствие социальной адаптации и коммуникации. Эти навыки нужно формировать.
  6. Поведенческая терапия. «Дети дождя» не всегда могут сказать о том, чего хотят, страдают гиперчувствительностью к свету, звукам, прикосновениям. Терапевты учат родителей понимать, что скрывается за таким поведением, как скорректировать его.
  7. Развивающая терапия. Целью такого метода является повышение социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
  8. Визуальная терапия. Дети-аутисты мыслят визуально, поэтому электронные системы коммуникации дают хороший эффект.
  9. Биомедицинские методы лечения. Используются медицинские препараты, специальные диеты, добавки, гомеопатия и альтернативные способы коррекции состояния.

Правила при лечении ребенка

Залогом успешной коррекции состояния являются определенные правила для родителей, которые нужно соблюдать:

  • Лечить больного аутизмом нужно не только в больнице, но и дома, в саду, на улице. Родители должны водить ребенка к психологу, посещать его сами.
  • К подбору психиатра нужно подойти тщательно: выбрать хорошего специалиста. Менять врача часто не следует, так как это может отразиться на эмоциональном состоянии ребенка.
  • Главный принцип – повторение. Чтобы аутист чему-то научился, нужно изо дня в день все повторять.
  • Родителям нужен отдых от лечения ребенка, так как это тяжело в эмоциональном плане. Да и отдохнув, можно заметить новые улучшения, которые при каждодневном общении были не видны.
  • Обязателен строгий режим дня.
  • Родителям желательно найти компанию среди таких же родителей детей-аутистов. Созданы группы, в которых взрослые делятся своим опытом.
  • Взрослые должны уметь привлечь внимание: обращаться по имени, не повышать голос.
  • Запрещено менять обстановку, привычную для ребенка.

Таким образом, лечение аутизма является очень трудоемким процессом. Своевременное выявление заболевания, комплексная терапия помогают облегчить состояние, а в некоторых случаях от него избавиться.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.

Обращайтесь по тел.:
+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

Самое важное для ребенка – поддержка родителей. Нельзя отворачиваться от малыша и игнорировать его болезнь. Вместе можно победить любые неприятности.

Источник:
http://momjournal.ru/zdorove-rebenka/detskie-bolezni/kak-lechit-autizm-u-detej.html

Можно ли вылечить аутизм у ребенка

По статистике, в США за последние 10 лет число детей, которым был поставлен диагноз “аутизм“, увеличилось в 6 раз. Так возникла пока необоснованная, но истеричная версия о мировой эпидемии аутизма. В России пока аутизм встречается лишь у 5-6 детей из 1000.

Термин “аутизм” в переводе с греческого “autos” означает “сам”. Впервые его ввел в обиход швейцарский психиатр Эйген Блейлер, который считал аутизм признаком шизофрении. В наши дни многие психиатры не согласны с этим мнением, они утверждают, что аутизм – это отклонение в развитии ребенка или тяжелая болезнь, но не нарушение психики.

О причинах развития аутизма у психиатров тоже нет единого мнения. Многие связывают это с результатом воздействия на развитие плода внешних неблагоприятных факторов. Например, травмы головы ребенка во время родов, результатом реакции организма на прививки и воздействия тяжелых металлов. Не менее популярной является версия, что возникновение аутизма связано с мутациями генов на ранних этапах развития плода. Однако научных доказательств этих двух версий до сих пор нет. Только в редких случаях у аутистов обнаруживают поражения в коре головного мозга, при этом у основного количества детей УЗИ никаких патологий не выявляет.

В большинстве случаях первые признаки аутизма можно заметить у ребенка с самого рождения. Малыши до 3-х лет могут часами лежать в кроватке и смотреть в одну точку, а затем перевести взгляд на другую картину и внезапно начать плакать. Некоторые дети – аутисты бурно реагируют на любые раздражители, например, разговоры родителей и звук телевизора. Другие остаются безразличными даже тогда, когда сильно стучат в дверь или кричат.

Читать еще:  Фарингит при беременности - что можно и нельзя делать и как лечить

а – Антон, 10 лет 5 месяцев. Ранний детский аутизм. Дигито-аурикулярный феномен. Мальчик закрывает глаза, затыкает уши пальцами и застывает в такой позе — так он может долгое время оставаться неподвижным; можно предположить, что он пытается таким способом исключить внешние раздражители.
б – Жанна, 5 лет и 7 месяцев. Ранний детский аутизм. Ребенок держит книгу с картинками в руке, взгляд устремлен в пустоту.

Многие дети – аутисты сразу вздрагивают, если кто-то прикасается к их телу, но есть и такие, которые никак не реагируют даже на мамины ласки. У большинства детей, больных аутизмом, нарушена речь, хотя встречаются случаи, когда аутист либо разговаривает сам с собой, либо отвечает на твой вопрос твоими же словами. Движения детей аутистов для окружающих кажутся бессмысленными и странными, а для них самих – это способ успокоения, раскачивая беспорядочно свое тело или быстро бегая кругами, они приводят свой хрупкий мир в порядок.

Перечислить все признаки аутизма невозможно, так как эта болезнь может иметь множество вариаций. Дети – аутисты как инопланетяне с разных планет. У каждого из них свой внутренний уникальный мир, в котором ему спокойно и комфортно. Этот мир для них как панцирь или раковина, куда посторонним вход запрещен.

Аутисты с рождения уверены, что люди несут опасность. Им кажется, что они делают ненужные движения, издают странные звуки и создают хаос. Ребенку, больному аутизмом, не нравится, когда кто-то прикасается к нему, громко смеется или повышает голос, выражая свое недовольство. От всего этого он быстро устает и закатывает истерику. Если перечислить весь список признаков аутизма у детей, которые должны насторожить родителей, то каждый сильно испугается. Поэтому подвергать страху никого далее мы не будем, а только посоветуем, если заметите, что ваш малыш какой-то не такой – не смотрит в глаза, не разговаривает, не любит, когда вы обнимаете и целуете его, машет ненормально руками, сразу обратитесь к психиатру.

а – Марат, 5 лет и 4 мес. Ранний детский аутизм. Мальчик часами совершает одни и те же действия: засовывает голову в бумажное ведро и стучит пальцами по его стенкам, при этом выбирает исключительно бумажные ведра.
б – Роберт, 9 лет. Ранний детский аутизм, зрение без патологии. Мальчик демонстрирует поведение, свойственное слепым или слабовидящим детям: «вращение глазами» (дигито-окулярный феномен), или надавливает пальцами на глаза (Weber).

Помните, диагноз “аутизм” может поставить только психиатр после длительного обследования ребенка. Как правило, это происходит в возрасте 3-4 года. В более раннем возрасте психиатр может только предположить, что у малыша есть склонность к аутизму и дать соответствующие рекомендации.

Главный вопрос, который больше всего волнует родителей детей-аутистов – излечим ли аутизм? К сожалению, аутизм нельзя вылечить полностью, можно только облегчить состояние ребенка, если вести с ним себя так, как советует лечащий врач. Пичкать ребенка – аутиста психотропными препаратами не только малоэффективно, но и жестоко. Аутичного ребенка нельзя лечить так же, как больного шизофренией. Это приведет к катастрофическим последствиям.

Диеты и разные добавки, которые обычно рекомендуют для лечения аутистов, тоже не могут принести большой пользы. Но считать безнадежным ребенка – аутиста и ничего не делать, чтобы облегчить его состояние, тоже недопустимо. Существует множество примеров из жизни, когда тяжелые с точки зрения психиатрии дети-аутисты, не только научились жить нормальной жизнью, но и получали высшее образование, работали по профессии и создавали семьи. Среди них есть и такие, которые удивили всех своими научными открытиями и талантом.

Несмотря на то, что многие психиатры утверждают, что аутизм неизлечим, каждый из них может привести десяток примеров из жизни, когда чудаковатый ребенок – аутист стал известным математиком, музыкантом или художником. Ярким примером этого был Эйнштейн, у которого тоже были “не все дома”, но, несмотря на это, он стал гением.

Конечно, растить ребенка, больного аутизмом – большое испытание для родителей. Невероятно трудно, когда ребенок чурается твоих ласок, не разговаривает с тобой и избегает любого проявления любви. Многие родители, отчаявшись, отдают своих детей – аутистов в закрытые психиатрические учреждения. Но делать такой необдуманный шаг – большая ошибка. Ведь для развития и нормального проживания ребенка с диагнозом “аутизм” нужны, прежде всего, родительская любовь, забота и терпение.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Источник:
http://meduniver.com/Medical/Psixology/izlechim_li_autizm.html

ИноСМИ: Можно ли вылечить аутизм?

Существует множество способов лечения, об эффективности которых мы до сих пор ничего не знаем. Лишь немногие методики могут похвастаться независимой научной оценкой

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Накануне этого дня мы предлагаем вашему вниманию статью из британской газеты Daily Mail «Излечим ли аутизм»? Это несколько историй, несколько точек зрения.


Джейми Робертсону сейчас 11 лет

Это пройдет!

Как и все молодые родители, Рона и Кристофер Робертсон были очарованы своим малышом. Они не находили ничего страшного в том, что он преодолевал рубежи нормального для своего возраста развития чуть позже своих сверстников. Но когда Джейми исполнилось два года, родители забили тревогу.

«Сын начал ходить в 18 месяцев, что, конечно, немного поздно, но говорить он так и не научился, – вспоминает Кристофер, консультант по маркетингу из Кембриджа. – Он мог выучить новые слова, а затем вновь забыть их. Он не общался с окружающими, мы не могли наладить с ним зрительный контакт и он любил бегать по комнате взад-вперед».

Их семейный врач и прочие специалисты в один голос твердили, что у Джейми просто позднее развитие – это случается у мальчиков.

Но когда Джейми исполнилось три года, а он так и не заговорил, Робертсоны сводили его к психологу проверить на наличие аутистического расстройства. «Да мы уже почти и не сомневались в этом», – говорит Кристофер.

У малыша нашли тяжелую форму аутизма – нарушение развития, порождающее проблемы с коммуникацией и обучением. Принято считать, что такое бывает у одного ребенка из ста, и чаще у мальчиков, нежели у девочек.

«Расстроились мы очень сильно, – вспоминает Кристофер. – Нам сообщили, что Джейми никогда не сможет пойти в обычную школу, что от аутизма нет лекарств, что все, что нам остается – это пытаться решать свалившуюся на нас проблему самим. Это было не просто горькой правдой – теперь я знаю, что это не было правдой вообще».

Аутизм не приговор

Джейми, которому сейчас 11 лет, разрушил все опасения и не оправдал ни одного предсказания. В четыре года он пошел в первый класс обычной подготовительной школы (в Великобритании дети идут в школу в 4,5-5 лет – Д.С.), где получает неплохие оценки. Его родители и учителя надеются, что все у него и дальше будет хорошо. В школе у Джейми есть друзья, а сам он был выбран секретарем школьного совета. Недавно он научился играть в «Монополию».

Робертсоны принадлежат к тем людям, кто верит, что аутизм – это не приговор на всю жизнь, а лишь болезнь, поддающаяся лечению.

Так можно ли вылечить ребенка от аутизма? «Мы, конечно, встречались и с теми, кто, несмотря ни на что, думает по-другому и считает, что в этой ситуации нельзя ничего поделать, но продолжали отстаивать свое мнение, – говорит Кристофер Робертсон. – Аутизм – сложное состояние, и я не стал бы использовать слово “лечить”. Я верю, что дети могут полностью восстановиться. Думаю, что такое возможно, мы просто не знаем, как».

Можно ли вырасти из аутизма?

По данным Национального общества исследования аутизма (National Autistic Society), в Англии сейчас насчитывается около 500 тысяч людей с расстройствами аутистического спектра. Важнейшие его признаки – нехватка социального инстинкта, интерес к вещам, которых в обычной жизни не заметишь, трудности с речью и нахождение удовольствия в рутине и постоянном повторении. У людей, страдающих аутизмом, присутствуют все симптомы, но у состояния бывают разные степени тяжести.

Люди с аутизмом часто талантливы. Например, они проявляют себя в математике или музыке. Принято считать, что так мозг «компенсирует» недостаток чего-то одного успешным продвижением в чем-то другом. Хотя многие эксперты считают, что аутизм – это на всю жизнь, так как обусловлен генетикой, исследования в этой области показывают, что некоторые дети могут «вырасти» из этого состояния. В прошлом году в Англии проводилось исследование, в котором приняли участие почти 1,5 тысячи родителей детей-аутистов, и треть опрошенных заявили, что их дети уже не больны.

Эксперты полагают, что часть этих случаев может быть объяснена тем, что некоторым детям был поставлен неправильный диагноз. другая часть выздоровевших – дети с самыми слабыми проявлениями недуга.

Много надежд сейчас возлагается на исследования в области поведенческой терапии аутизма, которые активно ведутся в последнее время. Профессор Саймон Барон-Коэн, психолог Кембриджского университета и один из лучших британских экспертов по этому вопросу, недавно сказал: «Люди с аутизмом абсолютно такие же, как и остальные, и их возможно обучать. Это может изменить природу их мозга, поскольку пока ребенок учится, сам этот процесс делает возможным изменения в его мозге».

Ричард Миллс, директор по науке в благотворительном фонде исследования аутизма Research Autism, говорит: «Так происходило и прежде. В детстве человеку ставится диагноз “аутизм”, а потом, когда он вырастает, этого диагноза уже нет – мы только до сих пор не можем выяснить причину этого. Быть может, все дело в хорошем, поддерживающем окружении. Однако нельзя показать на что-то и сказать, что именно здесь корень всех зол».

Папа за ПАП

Кристофер Робертсон говорит, что наиболее эффективной для его сына оказалась методика Прикладного анализа поведения (Applied Behavioural Analysis, сокращенно – ПАП). Разработанная в Калифорнийском университете, она использует систему вознаграждений, чтобы привить ребенку необходимые навыки и научить вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами. Под руководством опытных психологов ПАП-тренеры работают на дому в семьях, разбивая задания на кусочки и повторяя их снова и снова. Этой технике они обучают и родителей. ПАП может использоваться во всем – в обучении пользования туалетом, прохождении школьной программы, приобретении умения играть и общаться.

В три года Джейми начал проходить интенсивную программу ПАП, которая занимала 40 часов в неделю. «Мы потратили 50 тысяч фунтов на это, взяв их из своих пенсионных сбережений», – говорит Кристофер. – Но уже после года занятий, Джейми продемонстрировал такие результаты, что мы стали подумывать, что ему кроме нашего домашнего обучения нужно что-то еще». Помимо ПАП, Кристофер и Рона перепробовали массу других методик, что-то работало, что-то нет.

Мистер Робертсон полагает, что пребывание в обычной школе очень помогло Джейми. Когда тому исполнилось три с половиной года, родители сделали ему анализ на наличие ртути в крови: существует ряд исследований, доказывающих связь между повышенным уровнем этого металла в организме человека и развитием аутизма. Действительно, ртути в крови Джейми оказалось в шесть раз больше нормы, и ему стали давать препарат для выведения ее из организма.

Родители говорят, что именно тогда наступил переломный момент. Например, Джейми стал рисовать – то есть, делать то, чего раньше никогда не делал. В четыре года Джейми стал ходить в обычную школу 2 дня в неделю, в остальное время занимаясь дома ПАП. В семь лет начались ежедневные школьные уроки с помощником.

«Специальные школы дают очень упрощенную программу, они ориентированы на самый низкий уровень учеников, – говорит Кристофер. – Те выходят без аттестата о среднем образовании, адаптироваться во внешнем мире им очень сложно и, таким образом, жизнь в специализированном учреждении для них становится почти неизбежной. Я полагаю, таких детей нужно “выводить в свет”, чтобы научить их независимости».

Панацея или пустышка?

Но далеко не все считают, что аутизм настолько простое дело. Ричард Миллс, эксперт ассоциации Research Autism, говорит, что многие родители считают психологические методики – такие, как ПАП, полезными и эффективными, но предупреждает: находясь в состоянии стресса после получения диагноза, легко поддаться на разговоры о «чудесном исцелении».

«Эффект плацебо – очень мощный, – добавляет он. – Если вы видите, что все идет хорошо, продолжайте. Но будьте честны сами с собой, и если чувствуете, что что-то пошло не так, прекращайте. Существует очень много экстравагантных, а, зачастую, просто бесполезных способов лечения, от которых пользы ноль, зато стоят они очень много».

Национальное общество исследования аутизма также призывает родителей к осторожности. «Существует множество способов лечения, – говорит его представитель, – об эффективности которых мы до сих пор ничего не знаем. Лишь немногие методики могут похвастаться независимой научной оценкой».

Вот случай с Джун Кокс-Смит. Ее сын Эдвард (сейчас ему 15) проходил ПАП на протяжении четырех лет – с трех до семи. Вот что рассказывает его 58-летняя мама Джун, которая вместе с мужем Патриком и двумя детьми она живет в Айкшеме, графство Сассекс: «Это стоило 15 тысяч фунтов в год. Мне пришлось продать все свои драгоценности. ПАП стал непрерывной, тяжелой работой. Мы сидели и делали десятки попыток издать хоть один звук, немного отдыхали – и все начиналось сначала. Первые попытки были просто кошмаром, но спустя год поведение Эдварда стало намного лучше. В последующие два с половиной года мы научили его говорить. Это на самом деле потрясающее достижение!»

В течение следующего года, Эдвард научился читать. В шесть лет он пошел в обычную школу, где Джун была его ПАП-помощником. Но что-то пошло не так. «В школе Эдварду стало хуже, – говорит его мама. – Он не понимал, что происходит. Он привык работать один на один, а не сидеть тихо в группе других детей и слушать урок. Если меня не было рядом, он пугался и пытался сбежать.

Через восемь месяцев родители были вынуждены перевести сына в специализированную школу. Хотя Джун и признает, что Эдвард научился говорить и читать благодаря ПАП, теперь она полагает, что была излишне оптимистична относительно выздоровления ее сына: «Мы потратили тысячи часов, пытаясь обучить его таким предметам, как математика, география и история – все тщетно. Пытались обучить его играм. Но аутисты не играют. Была запущена целая пропагандистская кампания с рассказами об исцеленных детях – и мне так хотелось, чтобы все это оказалось правдой. Ты так хочешь помочь своему ребенку, что забываешь на время о собственном недоверии и скептицизме».


Кристофер Робертсон считает, что таких детей, как его сын, нужно знакомить с окружающим миром и дать им шанс быть независимыми

Сейчас Джун твердо убеждена: дети с аутизмом могут лишь научиться жить со своим состоянием, но улучшений в нем не будет никогда: «Ничто не может изменить их картину мира. Их мозг поврежден, и вы ничего с этим не поделаете. Если вы считаете, что ваш ребенок вылечился, значит, у него вовсе не было аутизма, – говорит она. – И еще. Я пришла к выводу, что пытаться “лечить” их вообще неправильно. Мой сын похож на мягкого славного медвежонка. Просто так случилось, что он немного другой».

Мы войдем в его мир сами

Многие родители солидарны с Джун: с годами аутизм их детей только ухудшается, и никаких улучшений в их состоянии не наблюдается.

Сыну Пола Стюарта Эндрю поставили диагноз «аутизм», когда ему было четыре года. «Пока ребенок маленький, его проблемы могут быть незаметны. Люди часто говорят: “Все нормально, вырастет”, – говорит Пол, учитель из Глазго. – Сейчас Эндрю 16, и его проблемы видны невооруженным глазом. Ведь люди ожидают от него большего, чем от 8-летнего ребенка».

Пол понимает родителей, которые никак не хотят смириться с диагнозом своего ребенка. «Они отдают детей в обычные школы в надежде, что там они станут “как все”, но это никогда не срабатывает. Хотелось бы, конечно, взмахнуть волшебной палочкой и сказать: “аутизма больше нет” – но это невозможно».

Пол с женой решили не тратить попусту время и деньги на методики, которые, скорее всего, не помогут. Они решили сами войти в мир Эндрю, и попробовать сделать так, чтоб облегчить его жизнь настолько, насколько это вообще возможно.

«Хуже всего Эндрю по утрам, – говорит Пол. – Сам он может надеть не те брюки, забыть деньги на школьный завтрак или свое пальто, забыть почистить зубы, и так далее. Поэтому мы придумали для него контрольный лист, по которому ему надо жить, и теперь в девяти случаях из десяти он все делает правильно. Но это происходит не потому, что он стал думать по-другому. Просто мы создаем соответствующие условия для того, чтобы он действовал правильно. Аутизм никуда не денется, и сын никогда не сможет что-то делать автоматически, как, скажем, я».

Эндрю сейчас ходит в специализированную школу, но посещает футбольные курсы в обычном колледже. У него много друзей в молодежной группе местной церкви. Его родители считают, что со временем он сможет жить независимо.

«Эндрю очень хочет быть самостоятельным, а я не смогу быть с ним вечно, поэтому, когда придет время, мы поселим его отдельно. У него будут помощники, он будет чувствовать себя комфортно и постепенно привыкать к жизни без нас», – говорит Пол.

Рецепт прост – отдать себя без остатка

Кристофер и Рона Робертсон, с которых мы начали рассказ, со страхом ждут времени, когда их сын станет подростком. Ведь он будет сталкиваться со все новыми и новыми трудностями. Они очень боятся, что в его состоянии наступит регресс и стараются сделать все возможное, чтобы предотвратить это.

«Проблемы уже здесь, и их надо как-то решать, что мы и делаем, – говорит Кристофер. – Мы знаем, что должны научить Джейми тем социальным навыкам, без которых жить нельзя. Не существует волшебной пилюли, и нельзя сказать, что наша формула подходит всем. Я боюсь лишь, что другие родители, выслушав все те неприятные вещи об аутизме, которые слушали мы, опустят руки, и у них не будет сил бороться. Я верю, что аутизм излечим, надо всего лишь отдать ребенку всего себя».

Источник:
http://www.miloserdie.ru/article/inosmi-mozhno-li-vylechit-autizm/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector