Развитие ребенка в 5 месяцев

Развитие ребенка в 5 месяцев — малыш на пятом месяце продолжает стремительно развиваться и осваивать новые методы общения с окружающим миром, используя гуление, улыбку и смех, которые с каждым днем становятся более выраженными и осмысленными, чего не отмечалась на первых трех месяцах после появления на свет.

Дети в этом возрасте становятся более активными, а их движения приобретают уверенность и мобильность. Они уже хорошо умеют переворачиваться и постепенно учатся садиться начиная с самых простых поз. Пятый месяц развития крохи это тот период, когда закрепляются и усовершенствуются уже полученные навыки и осуществляется переход, к новому этапу жизни, когда ребенок уже начинает самостоятельно сидеть.

Содержание

  • Физические показатели ребенка в 5 месяцев
  • Что должен уметь пятимесячный малыш
  • Психоэмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев
  • Необходимые упражнения
  • Развивающие игры в 5 месяцев ребенка
  • Сон и питание
  • Заключение

Физические показатели ребенка в 5 месяцев

С наступлением пятого месяца, весовые и ростовые показатели малыша увеличиваются уже не так заметно как раньше. Но зато его психическое развитие с каждым днем становится более совершенным. Малыш осваивает новые навыки и уже пытается садиться, что не может не радовать родителей.

Практически все безусловные рефлексы у крохи угасают, а рефлекс Моро остается до конца пятого месяца и только потом начинает идти на спад. В физическом развитии наблюдаются заметные изменения.

Весовые и ростовые показатели

Чтобы получить примерный вес пятимесячного крохи, необходимо умножить на его показатели, определенные при рождении на два.

В конце пятого месяца, вес карапуза должен составлять от 6,5 до 7,5 килограммов при росте от 63 до 65 сантиметров. За месяц ребенок наберет примерно 700 грамм и прибавит около двух сантиметров в росте.

Что должен уметь пятимесячный малыш

В пять месяцев ребенок может уверенно сидеть, если его поддерживать под спину. Также малыш может сидеть и самостоятельное, если будет держаться руками за какой-либо предмет для равновесия. Самостоятельно, без поддержки, сидеть он еще не может.

  • Если поставить кроху вертикально и поддерживать его при этом подмышки, то он будет стоять прямо, не сгибая ног.
  • Держа ребенка в воздухе параллельно поверхности лицом вниз, он начинает приподнимать корпус и голову, удерживая их в таком положении.
  • Если подтянуть его за руки, когда он будет лежать на спине, то малыш сам подтянется и будет удерживать голову, не давая ей запрокидываться назад.
  • В позе на спине, малыш будет приподнимать ноги руки, рассматривать их и тянуть в рот. Таким образом, ребенок познает себя и развивается.
  • В позе на животе, кроха уже уверенно поднимется на предплечьях и удерживает голову приподнятой.
  • Малыш протягивает руки за движущимися предметами и хватает их.
  • Ребенок самостоятельно переворачивает с бока на бок и с живота на спину.

Мышечная система спины у пятимесячного карапуза настолько хорошо развита, что он может лежа на животе приподнимать голову и двигать верхними и нижними конечностями, принимая позу «самолетика».

Психоэмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев

Ребенок с каждым днем начинает лепетать все разборчивее, выдавая уже не примитивные звуки как раньше, а их сложные сочетания. Малыш может произносить их сочетание, повторять по нескольку раз, менять местами, в результате получая что-то вроде звуков свирели.

В этом возрасте карапуз часто разговаривает сам с собой, четко разделяя при этом слоги. Он уже умеет отличать нежную и строгую интонацию своих родителей и обижается, когда на него кричат или ругают. Ребенок перестает гулить, когда с ним разговаривают и внимательно прислушивается к речи.

Он все время старается обратить на себя внимание. Малыш уже без труда узнаете близких родственников и настораживается при виде лиц незнакомых людей. Он уже начинает улавливать связь между голосом, чертами лица и внешним видом человека, складывая все это в единый образ, который ребенок запоминает и использует, когда необходимо отличить одного человека от другого. Кроха любит рассматривать яркие картинки с изображением людей, выделяя на них, улыбающиеся лица.

Пятимесячный малыш очень общительный в присутствии своих родителей, но при появлении посторонних людей, он становится замкнутым, пугливым и осторожным. В этом возрасте у ребенка совершенствуется функция управления своим телом и улучшается зрение, становясь более зорким, поэтому кроха без труда может выбрать понравившуюся игрушку и взять ее.

Пока он еще не может находить спрятанные под чем-то предметы, но если скрывать их не полностью, то малыш без проблем обнаружит где они.

Большинство малышей в этом возрасте, могут запоминать характеристики различных предметов начиная от их цвета и размера и заканчивая тем, какие они на ощупь, предпочитая понравившиеся вещи другим.

К шестому месяцу, дети могут не только хватать и держать игрушку, но и тянуть ее на себя или даже отнимать. Самостоятельные игры в этом возрасте становятся дольше и составляют от 10 до 15 минут.

Если некоторые из вышеперечисленных навыков у ребенка отсутствуют, его нужно показать педиатру и обследовать, чтобы понять, чем вызваны подобные нарушения.

Необходимые упражнения

С наступлением пяти месяцев, родители должны сконцентрировать свое внимание на развитии опорно-двигательной системы. Особое внимание следует уделять гимнастике, разработанной для развития мышечного корсета спины, так как ребенку нужно учится сидеть, а также закрепить умение переворачиваться со спины на живот и обратно.

Чтобы упражнения давали результат, ими с крохой нужно заниматься минимум полчаса в день, сочетая с расслабляющим массажем, который поможет снять усталость с мышц после гимнастики. Выполняя упражнения необходимо постоянно считать их количество вслух, чтобы помочь малышу сформировать чувство ритма, которое у него сейчас закладывается. Также их можно делать под ритмичную музыку.

Такие развивающие упражнения представлены:

  • Приседаниями с прогибом в позвоночнике — для выполнения упражнения необходимо положить малыша на спину, положить крохе в ладони свои большие пальцы так, чтобы он их сжал. Остальными пальцами нужно аккуратно взять его за запястья. Затем необходимо развести руки крохи в стороны и подтягивать его к себе до тех пор, пока он не сядет. Далее, нужно поднять верхние конечности малыша в верх и зафиксировать их в таком положении, обхватив одной рукой. Пальцами свободной руки нужно провести вдоль позвоночного столба малыша в направлении снизу вверх. Во время этой процедуры ребенок на рефлекторном уровне разогнет спину. После этого, аккуратно поддерживая его голову, следует положить ребенка в ту позу, с которой было начато упражнение, то есть на спину.

Подползанием

Для выполнения упражнения, малыша нужно положить на живот и разложить на расстоянии от него несколько любимых игрушек. Когда ребенок их увидит, он будет пытаться дотянуться до них. Хотя такие движения еще далеки от полноценного ползания, они все равно являются первым шагом к тому, чтобы кроха начал самостоятельно ползать.

Тренировать малыша таким образом, нужно ежедневно, раскладывая вокруг него яркие и интересные игрушки на небольшом расстоянии. Чтобы ребенок пытался ползти, необходимо положить ладонь под его ступни для создания своеобразной опоры. Таким образом, можно спровоцировать ползки и хватание ребенком предметов. Подобная гимнастика позволит проработать все группы мышц малыша и быстрее научить его полноценно ползать.

  • Все упражнения необходимо сопровождать массажем — однако в пять месяцев его следует немного усложнить. Кроме привычных поглаживаний, растираний и вибраций, необходимо подключить поколачивание, валяние, разминание и пощипывание.
  • Также нужно продолжать носить кроху на руках — с ним необходимо разговаривать и показывать ему окружающие предметы. Ребенку нужно позволять заниматься исследованием окружающего мира, давая ему как можно больше различных предметов. Однако здесь следует быть осторожным, так как малыш все тянет в рот. Чтобы обезопасить его от различного рода проблем, нужно следить за тем, чтобы они были чистыми и безопасными для здоровья.

Примерно на полчаса в день, ребенка необходимо помещать в манеж, но оставлять его на большее количество времени, не нужно, так как длительное нахождение в кроватке или манеже вызывает у малыша чувство замкнутого и ограниченного пространства, что приводит к нежеланию исследовать многогранный окружающий мир.

Развивающие игры в 5 месяцев ребенка

Выбор игр, интересных для пятимесячного крохи невелик. С ним можно поиграть в «Ладушки», «Ку-ку» и «Сороку ворону». Также детки этой возрастной категории любят играть в игры со звуковым сопровождением.

Можно рассказывать малышу о том, какие звуки издают животные, пародируя их. Чтоб ребенок лучше усвоил информацию, при озвучивании животного, его нужно показывать на картинке. Также будет необходимо читать крохе книжки с различными развивающими стишками и потешками. Они помогут карапузу развивать память и внимательность.

Чтобы малышу было интереснее познавать свое тело, родителям нужно прикасаться к каждой его части и озвучивать их ребенку, применяя уменьшительно-ласкательные названия.

Чтобы развлечь и заинтересовать малыша, к его ползункам, можно пришить маленькие колокольчики, чтобы они звенели, когда ребенок шевелил ногами. Для рук можно сделать браслеты с колокольчиками и яркими нашивками, карапуз будет их с интересом разглядывать при подъеме рук кверху.

Для ускорения развития речевых навыков, в лексикон ребенка нужно постепенно вводить новые слоги. Прислушивайтесь к тому, что вам рассказывает кроха и отвечайте ему, используя его слоги, добавляя к ним новые. Спустя некоторое время малыш начнет использовать и их. Во время общения с карапузом, нужно чтобы он видел лицо родителя, дабы иметь возможность следить за жестами и мимикой.

Играть с ребенком перед зеркалом

Для этого необходимо взять малыша на руки и помахать его ручкой отражению в зеркале. Скорее всего, ребенок удивится, так как не поймет, откуда там взялась его мама с неизвестным ребенком на руках. Пока еще малыш не воспринимает отражение в зеркале как взрослый, он думает, что перед ним такой же живой человек, как и он сам. Если взять при этом игрушку в руки, то ребенок будет пытаться ее схватить в отражении, не замечая, что мама или папа держать ее в руке. Только в полтора года кроха начнет понимать, что в зеркале находится не человек или объект, а просто отражение.

Чтобы развить тактильную чувствительность, следует пошить набор различных маленьких подушечек из разных тканей типа шелка, фетра, велюра, мешковины и прочих. Когда ребенок будет лежать на животе, их необходимо разложить перед ним, чтобы он смог их изучать, трогать и разглядывать. Когда кроха подрастет, эти подушечки можно будет выкладывать парами по размеру, рисунку или цветовой гамме.

Если мама или бабушка любят шить, они могут сделать специальную текстильную книжку для ребенка, куда они поместят аппликации, выполненные из различных тканей со шнуровкой, пуговицами, липучками и прочим декором. Тематика может быть разной, в зависимости от того, какого пола малыш.

Сон и питание

Режим бодрствования и сна у пятимесячного крохи остается таким же, как и месяц назад, не претерпевая существенных изменений. Для каждого ребенка он будет индивидуальным. На него воздействуют биоритмы организма карапуза и его темперамент. Некоторые детки рано ложатся и рано просыпаются, а остальных не уложить до глубокой ночи и не поднять утром, так как они предпочитают поспать подольше. Дети в этом возрасте еще путают день и ночь, но все же в темное время суток они спят гораздо дольше, чем днем, просыпаясь по нескольку раз для того, чтобы поесть и поиграть.

Читать еще:  Ангина при беременности: риски и последствия на ранних или поздних сроках, как лечится и когда нужно применять для устранения инфекции антибиотики?

Режим приема пищи пока тоже остается неизменным. Грудное вскармливание и кормление детской смесью должно все также осуществляться по требованию. Прикорм в пятимесячном возрасте можно вводить в том случае, если у женщины мало молока, малыш плохо набирает массу, капризничает либо не наедается. Причиной для введения прикорма могут стать также колики, запоры, скудный или редкий стул и частое срыгивание после каждого приема пищи.

Но прежде чем вводить первый прикорм, мамочка должна посоветоваться с педиатром, чтобы он определил причины вышеописанных проблем и уже на их основе правильно подобрал тип прикорма.

Заключение

Пятимесячный карапуз продолжает осваивать все новые и новые навыки общения. Он гулит, смеется и улыбается, делая этого гораздо выразительнее и осмысленнее, чем ранее. Он двигается более точно и активно. Кроха переворачивается, сидит при поддержке спины, вертит головой, удерживая ее, рассматривает, щупает и тянет в рот, те предметы, которые ему интересны. Также он узнает всех близких ему людей.

Пять месяцев является тем периодом, который дает возможность малышу закрепить и усовершенствовать полученные навыки, постепенно переходя на новую стадию развития, позволяющую ему освоить самостоятельное сидение и ползание, доставив родителям много радости и позитива своими действиями.

Источник:
http://beautiful-mama.ru/razvitie-rebenka-v-5-mesiatsev/

Развитие ребенка в 5 месяцев: еще немного — и поползем, еще чуть-чуть — и заговорим

Пятый месяц для вашего ребенка – начало серьезных перемен. Именно в это время дети начинают активно ползать, а некоторые даже, на удивление и бесконечную радость родителей, произносят свои первые слова. Что еще умеет ребенок в 5 месяцев? И какие перемены должны произойти в его развитии в ближайший период?

Что умеет ребенок в 5 месяцев: активность ног и ловкость рук

Нормы веса и роста пятимесячного малыша составляют диапазоны от 6 700 до 8 400 г и от 64 до 68 см. Это значит, что ребенок весит уже в два с небольшим раза больше, чем при рождении и прибавил в росте около 14-16 см — то есть это уже довольно большой карапуз!

Некоторые дети в 5 месяцев уже способны переворачиваться со спины на живот и обратно. Как только они обнаруживают, что умеют это делать, они начинают активно «работать» ножками – забавно трясти ими и принимать позу «лягушки» словно они собираются «в большое плавание». На самом деле эти рефлекторные движения красноречиво говорят о том, что малыш вот-вот «сорвется» с места и начнет ползать.

Помните, как только вы обнаружили, что ваш пятимесячный малыш умеет переворачиваться, с этого момента его нельзя оставлять одного на кровати или на какой-либо другой поверхности, находящейся на любой высоте. Увы, но падение даже с высоты 30-40 см может нанести малышу серьезную травму.

Сидеть без поддержки кроха пока еще не может (и не стоит делать попытки высаживать младенца якобы для «тренировки» позвоночника). Однако, ребенок комфортно чувствует себя в полусидячем положении — в специальном шезлонге (это наилучший вариант в отношение поддержки спинки младенца), «в подушках» и т.п.

На этапе развития ребенка в пять месяцев вы также обнаружите, что он уже довольно крепко может сжимать кулачок. А так же уверенно брать предметы сразу обеими руками, подносить их ближе к лицу, и даже перекладывать их из одной ручки в другую. Кроме того, у ребенка начинают проявляться первые признаки младенческого взросления — малыши начиная примерно с 5-месячного возраста уже умеют (и очень любят!) держать бутылочку со смесью или с водой самостоятельно.

Развитие ребенка в 5 месяцев: сонное царство

Большинство детей в 5 месяцев уже спят всю ночь напролет. Но все же не все. Чтобы приучить малыша к нормальному режиму сна, организуйте заведенный порядок отхода ко сну. Начинайте с теплой ванны вечером, после которой некоторое время укачивайте малыша, пойте ему песню или рассказывайте сказку.

Не забывайте укладывать ребенка в кроватку тогда, когда он засыпает, а не тогда, когда он уже заснул. В этом случае ребенок будет вынужден учиться засыпать самостоятельно, а не полагаться всегда на вашу помощь.

Днем пятимесячные дети, как правило, спят два раза, понемногу – один раз утром и второй раз после обеда. Старайтесь не откладывать время короткого сна до тех пор, пока малыш устал и начинает капризничать. Укладывайте ребенка в кроватку при первых признаках набегающего сна.

Какого цвета мир вокруг?

На этапе развития ребенка в пять месяцев его зрение продолжает улучшаться. Конечно, в этом возрасте оно у детей еще не 100%-ное, но они уже могут видеть объекты на разных расстояниях, могут фокусировать зрение, не скашивая глаза.

Радикально меняется цветовое восприятие малыша! Если в 4 месяца карапуз уже в состоянии заметить большую красную пуговицу на красной ткани (то есть он уже способен различить объем и фактуру в одной цветовой гамме), то к 5 месяцам ребенок может вполне свободно различать несколько оттенков одного и того же цвета. Хотя по-прежнему больше всего дети в возрасте до полугода реагируют на яркие, контрастные цвета — красный, голубой, желтый.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев

На этапе развития в 5 месяцев ребенок уже вовсю лопочет. И некоторые из издаваемых звуков даже могут походить на слова. Пятимесячный малыш способен складывать гласные и согласные звуки (что-нибудь вроде «ба-ба»). Не слишком радуйтесь, когда услышите что-то похожее на «па-па» или «ма-ма». Это просто звуки, пока еще в столь малом возрасте дети не наделяют подобные звуки никаким смыслом. Подождите пару месяцев, и эти «па-па» и «ма-ма» уже приобретут в сознании говорливого крохи именно ваши черты.

Кстати, мир для 5-месячного малютки приобретает новые оттенки не только за счет развития цветового восприятия, но и по причине того, что малыш начинает различать нюансы всевозможных звуков. Например, если прежде для него собачий лай и автосигнализация представляли собой единый слуховой раздражитель, то теперь эти звуки в сознании ребенка воспринимаются уже по-разному.

Постепенно малыш начинает «увлекаться» звуками — распознавать их, и по-разному на них реагировать. Одни звуки его явно развлекают — смешат, удивляют, восхищают. Другие ему могут не нравиться — ребенок морщится «в ответ» на них, капризничает, может даже заплакать. Как правило, самым приятным для ребенка звуком является мелодичный голос его мамы.

Полезные советы

  1. Уже начиная с 5 месяцев дети начинают активно реагировать на музыку. Включайте для малыша мелодии различных жанров, начиная от классики и джаза до поп-музыки. Ребенок будет улыбаться, махать ручками, и может быть даже издавать звуки, следуя в такт мелодии.
  2. Ребенок в 5 месяцев очень любопытен и охотно рассматривает новые предметы. Всякий раз давая ему что-то в ручки, четко и громко произносите название, вроде: «Это — мячик», «Это — кролик», «Это — твоя шапка». Это поможет малышу быстрее заговорить, потренирует его память, поможет научиться быстро распознавать различные предметы по их названиям.
  3. Уберите подвесные игрушки из детской кроватки. Как только малыш научится самостоятельно вставать на ножки, держать за бортик кровати, он может запутаться в них.
  4. К возрасту 5-6 месяцев ребенок проявляет заметную заинтересованность, видя самого себя в зеркале. Не лишайте его этого удовольствия — достаньте ему игрушку, в которой бы присутствовало безопасное зеркальце.
  5. Если вы до сих пор не сделали квартиру безопасной для ребенка, позаботьтесь об этом. Скройте все электрические розетки, уберите из досягаемости моющие средства и вообще любые предметы и вещества, которые могут быть опасны. В том числе и мелкие детали, которыми ребенок может подавиться. Не забывайте вовремя убирать чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами – ваш ребенок уже вполне способен сдернуть их со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: о навыках в двух словах

5 месяцев в развитие ребенка — это такой важный и трогательный период, когда постепенно из крошечного беспомощного комочка малыш начинает превращаться в довольно мобильную и общительную личность. В двух словах подытожим, что должен уметь делать младенец в 5 месяцев:

  • Ребенок уже умеет переворачиваться со спины на животик, а возможно даже — и обратно;
  • Если малыша держать за ручки, но он способен несколько секунд простоять на ножках;
  • При поддержке спины ребенок может долгое время сидеть. Некоторые детки уже умеют и любят садиться, держась «за ручки» или за бортик кроватки;
  • Из нескольких игрушек ребенок способен выбрать сначала одну, потом другую;
  • Уверенно держит предметы двумя руками;
  • Ребенок в 5 месяцев распознает несколько оттенков одного цвета, а также различает звуки;
  • Малыш «обожает» издавать всевозможные звуки и слоги. Однако осознанные первые слова — еще впереди.

Источник:
http://www.woman.ru/kids/newborns/article/143824/

Развитие ребенка в 5 месяцев

В первый год развитие младенца проходит очень стремительно. Кроха постоянно радует новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный ребенок очень сильно отличается от новорожденного карапуза. Чему научился малыш к 5-месячному возрасту и как родители могут стимулировать развитие крохи в 5 месяцев?

Физиологические изменения

  • Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
  • Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
  • У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
  • Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
  • Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.

Гипертонус, присущий новорожденным, к 5-месячному возрасту обычно полностью проходит.

Физическое развитие

За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.

У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.

Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:

Читать еще:  Пульс у детей по возрасту: таблица норм от 0 до 18 лет — особенности и что влияет на показатели

Показатель

Среднее значение в 5 месяцев

Мальчики в 5-6 месяцев

Девочки в 5-6 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Что малыш умеет?

  • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
  • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
  • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
  • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
  • Речь малыша активно развивается и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
  • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
  • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.

Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Занятия для развития

  • Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.
  • Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.
  • Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.
  • Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.
  • Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.
  • Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
  • Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.
  • Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.
  • Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.
  • Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.
  • Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.
  • Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.
  • Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.
  • Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.
  • На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.

При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.

О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

В первый период бодрствования 5-месячного ребенка выполняются привычные уже ребенку гигиенические процедуры. Лицо крохи умывается, глазки протираются, а носик и уши очищаются по мере необходимости. Кроме того, младенцу нужно регулярно состригать ноготки, так как они быстро отрастают.

В 5-месячном возрасте ребенку продолжают делать ежедневные гимнастические упражнения и массаж. Купать малыша также следует каждый день, тем более что малютке такие вечерние процедуры очень нравятся.

Режим дня

Кроха пяти месяцев бодрствует около 2 часов после каждого сна, спит трижды в день общей длительностью до 5 часов и около 10 часов ночью. Многие 5-месячные дети перестают просыпаться в ночное время для кормлений.

Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир. Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.

Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания. Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум. Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.

У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа. Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений. В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.

Количество продуктов прикорма для деток на искусственном вскармливании и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.

Обычный день

С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:

Пробуждение для первого кормления (грудное молоко или смесь), гигиенические процедуры.

Первый дневной сон.

Пробуждение для второго кормления (малышам-искусственникам дают кашу), период бодрствования.

Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления (кроха-искусственник получает овощное пюре с растительным маслом).

Период бодрствования, развивающие игры.

Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления (у деток-искусственников оно включает фруктовое пюре и смесь).

Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.

Малыши на грудном вскармливании прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники могут дополнительно получать порцию смеси около 00:00.

Какие упражнения с малышом способствуют ползанию, смотрите в следующем видео.

Источник:
http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/5-mesyacev/

Развитие ребенка в 5 месяцев

Физиологическое и психологическое развитие

Теперь малыш растет и набирает вес не так интенсивно, как в первые месяцы после рождения. В этом возрасте мальчики весят 6,7—8,4 кг при росте 63,8—68,0 см, соответствующие показатели для девочек: 6,1—7,8 кг и 61,8—66,2 см.

Пятимесячный ребенок способен не только дотянуться до игрушки, но и схватить ее сначала одной, а потом другой рукой. Малыш гораздо лучше умеет владеть своими пальчиками, поэтому он может брать и удерживать даже маленькие предметы.

Ребенок открывает для себя новый и загадочный мир, в котором важно найти применение всем окружающим предметам. В детском сознании вещи обретают смысл, когда их можно не только рассмотреть, но и пощупать, и попробовать на вкус. Если малыш теряет к игрушке интерес и роняет ее, она перестает для него существовать. Когда ребенок не может дотянуться до игрушки, он рассматривает ее, медленно сжимая и разжимая пальчики.

Еще месяц назад главным критерием «полезности» предметов был их вкус, малыш предпочитал сначала положить игрушку в рот, и только потом рассмотреть ее. Теперь он сначала вертит предмет в руках, разглядывая его, трясет и только потом тянет в рот. У малыша тонкий слух, он поворачивает голову и пытается найти источник даже самых тихих звуков. Кроха чувствует музыкальный ритм и оживляется, когда слышит бодрую веселую мелодию.

Возможно, ваш ребенок уже умеет произносить некое подобие слов «ма-ма-ма», «на-на-на» или «да-да-да-да», причем, он почти никогда не произносит слоги по одному, а выдает целые серии повторяющихся звуков. Он пока еще не вкладывает смысл в «слова», которые произносит, но, отвечая на восторженную реакцию окружающих, повторяет их снова и снова.

Самые шустрые дети уже научились ползать, более спокойные освоят это умение только через несколько месяцев. Помните, что все малыши разные, и темпы развития у них могут не совпадать.

Читать еще:  Боли в селезенке – Причины и симптомы боли в селезенке

Раньше жизнь ребенка протекала между двумя состояниями: он был счастлив или несчастлив. Теперь многообразие окружающего мира вызывает у малыша целую гамму чувств, которую он пытается выразить всеми доступными ему способами, в том числе — бессвязным лепетом.

В поведении крохи начинают проявляться индивидуальные особенности характера и темперамента. Увидев маму и папу, малыш улыбается, машет руками и издает громкие звуки.

Появление других близких людей он отмечает гораздо более сдержанно, а незнакомый гость удостоится простой приветливой улыбки. Когда ребенок пытается произнести некоторые «слова», например, «ма-ма» или «па-па», то бурная одобрительная реакция окружающих побуждает его повторять их снова и снова. Он уже понимает, что, используя эти сочетания звуков, можно привлечь внимание родителей, даже когда они находятся вне поля его зрения.

Свое недовольство малыш выражает столь же громко и непосредственно, как и восторг. Мама, например, может вызвать гнев ребенка, если слишком долго его переодевает. Мама и папа — любимые объекты для изучения ребенка. Кроха будет внимательно наблюдать за всеми их действиями и прислушиваться к их речи. Если мама вышла из комнаты, взгляд малыша еще некоторое время будет прикован к тому месту, где она только что находилась, как будто он пытается мысленно позвать ее обратно.

Среди игрушек у вашего крохи теперь есть любимчики, и он не станет скрывать свое раздражение, если разлучить его с любимой погремушкой.

Безопасный дом

Готовьте детскую комнату к тому, что совсем скоро в ней будет ползать и изучать местность активный малыш. По возможности уберите лишнюю мебель. Комоды, шкафы, телевизор и крупная бытовая техника должны быть прикреплены к стене. На полу должно быть достаточно свободного места для игр и физических упражнений.

Детский сон

Постепенно режим дня у детей выравнивается, ночной сон становится длиннее. Многие дети, находящиеся на искусственном вскармливании, легко выдерживают 6-часовой ночной перерыв между кормлениями; дети, питающиеся грудным молоком, предпочитают ночью от еды не отказываться.

Если ребенок устал, но не может самостоятельно успокоиться, прислоните его к плечу, ласково и ритмично похлопывайте по спинке. Постепенно малыш расслабится и заснет.

Если у вас есть кресло-качалка, то отдохните в нем вместе с ребенком. Укачивая малыша, шепчите ему на ушко нежные слова, это тоже поможет ему быстрее успокоиться.

Колыбельная — проверенное веками средство для засыпания. Она наверняка поможет крохе скорее уснуть, если ее будет исполнять знакомый голос, особенно мамин.

В этом возрасте малыш комфортно себя чувствует в обществе только самых близких людей, поэтому будет лучше, если укладывать его спать будут мама или папа.

Важное о здоровье

У некоторых детей уже начинают прорезываться первые зубки. Выбирая игрушки-прорезыватели, обращайте внимание на материал, из которого они сделаны. Наиболее безопасны плоские, из прозрачного пищевого силикона. Они легко дезинфицируются и их трудно прокусить (в отличие объемных прорезывателей, наполненных охлаждающим гелем).

Будьте особенно осторожны, выбирая игрушки для малыша, у которого уже вылез хотя бы один зуб. Ребенок с легкостью может откусить кусочек от самого твердого на первый взгляд предмета.

Меню малыша

Постепенно количество грудного молока (или адаптированной молочной смеси, в случае невозможности грудного вскармливания), необходимого для полноценного питания малыша, уменьшается.

Ежедневная норма потребления в 5 месяцев составляет 800–900 г. В пять месяцев малышам, находящимся на искусственном вскармливании, начинают вводить первый прикорм.

Готовностью к введению прикорма служат следующие критерии:

  • должен угаснуть рефлекс выталкивания ложки изо рта;
  • должен присутствовать пищевой интерес;
  • малыш должен мочь находиться в сидячем (под 45 градусов) положении некоторое время. Если ребенок хорошо набирает вес, прикорм начинают с овощных пюре, если кроха маловесный – то с безмолочных каш. Предпочтение в любом случае отдают монопродуктам (только кабачок или только цветная капуста) домашнего приготовления с использованием блендера или фабричного производства (баночное детское питание).

Введение начинают с ¼ ч. ложки и, внимательно наблюдая за реакцией малыша (отсутствие расстройства пищеварения и аллергических проявлений), увеличивают порцию в течение недели до 50–70 г.

Безмолочные каши вводят по тому же принципу (от ¼ ч. ложки к полной порции), можно готовить их на смеси, которая является базовой для малыша, или на основе грудного молока.

Во время грудного кормления кроха получает не только пищу: это время важного общения с мамой, когда ребенок как никогда чувствует ее любовь и поддержку. Поэтому, кроме трех полноценных кормлений грудным молоком, необходимо докармливать малыша по требованию в течение дня.

Совет месяца

Используйте рюкзачок-кенгуру, чтобы заниматься домашними делами вместе с малышом, и обязательно описывайте вслух все, что вы делаете, своему маленькому помощнику.

Источник:
http://www.baby.ru/mycalendar/child/month/5/

Развитие ребёнка в 5 месяцев: что умеет, нормы роста и веса

Развитие ребёнка в 5 месяцев будет посвящено закреплению и совершенствованию приобретённых навыков. Ведь с шести месяцев начнётся совершенно новый этап развития. Малыша ждёт очередной скачок.

Вес и рост

Набор веса уже не такой быстрый, как в предыдущие месяцы. Младенец начинает больше двигаться, следовательно, расходует больше энергии. Многим детям на этом этапе из-за возросших потребностей в энергии уже требуется введение прикорма.

Режим дня и питание

Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.

Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.

В качестве первого прикорма рекомендуется овощное пюре или каша. Если ребёнок мало весит, имеет проблемы со стулом, начинать надо с каш. При наличии избыточного веса или запоров предпочтительнее овощи.

Навыки ребёнка в 5 месяцев

То, что умеет ребёнок в 5 месяцев, немногим отличается от умений месяц назад. Отличие навыков в том, что делает ребёнок всё более уверенно и совершенно:

  • малыш уверенно переворачивается со спины на бочок, живот и обратно. Причем некоторые дети достигают таких успехов, что мгновенно могут скатиться с дивана или кровати на пол. Поэтому оставлять их наедине с самими собой не стоит;
  • захватывает погремушку. Может переложить ее из одной руки в другую;
  • при потягивании за ручки поднимается и присаживается.

Нельзя насильно садить ребёнка. Если не хочет – не надо.

5-месячный мальчик уже вполне может и сесть самостоятельно. В случае с девочкой – раньше шести месяцев садить не рекомендуется.

Если малыш уже сидит сам, не забывайте класть позади него подушку. Мышцы спины ещё не привыкли к такой нагрузке и быстро устают. Ребёнок в любой момент может откинуться назад.

  • при кормлении удерживает бутылочку со смесью. Если кормится грудью, поддерживает её, регулирует положение для своего удобства;
  • улучшается координация мышц тела. Малыш учится раскачиваться, может подтянуть ноги к голове, засунуть в рот пальчики;
  • большинство транзиторных рефлексов новорождённого к этому возрасту угасают;
  • при поддержке под мышки ребёнок становится на твёрдую опору, почти полностью выпрямив ноги.

Полезная и всегда актуальная информация в статье детского доктора, описывающей, что умеет ребёнок в 1 месяц и как обеспечить полноценное развитие малыша.

Узнайте от врача-педиатра, что умеет ребёнок в 3 месяца и как стимулировать его развитие с помощью простых упражнений и занятий.

Информативная статья детского врача, из которой родители смогут узнать, что умеет ребёнок в 4 месяца и когда нужно беспокоиться по поводу задержанного развития.

Ребёнок в 6 месяцев проходит своеобразный рубеж. Узнайте, какие навыки малыш приобретает в этом возрасте из статьи детского доктора.

Поведение, эмоции и общение

  • продолжается развитие понимаемой и активной речи. Ребёнок различает интонации в разговоре взрослых. Знает, ласково к нему обратились или, наоборот, строго. «Гуление» становится всё продолжительнее. Различаются отдельные звуки и слоги;
  • малыш узнаёт близких и отличает их от незнакомых людей. Привязанность к матери остается такой же сильной. В её отсутствие ребёнок может стесняться окружающих, прекращать игру;
  • в зависимости от ситуации демонстрирует разнообразие эмоций – радость, страх, обида, любопытство;
  • младенец учится осознанно привлекать внимание, используя крик и близлежащую погремушку;
  • обозначается развитие предметной памяти. Если уже известную для малыша игрушку частично спрятать на видном месте, ребёнок, увидев только часть, с радостью её узнает и потянется, чтобы захватить;
  • из всех игрушек выделяет любимые, с которыми предпочитает играть чаще.

Занятия с ребёнком

Те действия, что должен уметь ребёнок в 5 месяцев, можно и нужно развивать. Родителям полезно знать, как это сделать.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.

Источник:
http://kroha.info/razvitie/calendar/rebenok-v-5-mesyatsev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector